❖Россия и Северный Кавказ: кто агрессор, а кто жертва?

Северный Кавказ
Многоликий фашизм

Определение «русский фашизм» уже довольно прочно вошло в научный и публицистический обиход современной России. Однако последние события, и в первую очередь, «горячий декабрь» 2010-го года, побуждают, наконец, признать, что устоявшаяся терминология нуждается в корректировках. Ведь беспорядки устроенные националистами после убийства Егора Свиридова были лишь ответом на действия другой стороны и носили оборонительный характер, тогда как исторический фашизм всегда предполагал в качестве составляющей части своей идеологии агрессивно-наступательную позицию и готовность к экспансии. Именно такую модель поведения мы и наблюдаем со стороны предположительно главных объектов агрессии «русских фашистов» – кавказских горцев…

Взгляд на современный Кавказ дает основания констатировать: история повторяется порой в самых невообразимых вариациях. Это удивительно, но у современных кавказцев можно усмотреть какое-то странное сходство со «старыми» немцами – теми «подлинными», еще не укрощенными ковровыми бомбардировками и Сталинградом немцами, которых мир знал до 1945-го года. Мы разумеется далеки от того, чтобы в полной мере отождествлять ценности народа, давшего миру великих философов и поэтов с ценностями народов, прославившихся в основном воинами и бандитами… И все же… Воинственность просматривалась в «старой» Германии даже у выдающихся мыслителей. Даже И. Кант – автор «Трактата о вечном мире» – о природе прекрасного рассуждает, приводя в пример мужественно сражающегося в бою солдата. А в «Разбойниках» Ф. Шиллера без труда можно отыскать брутальные сцены и не менее брутальные мысли, которые были близки и понятны не только его современникам, но и окажутся созвучны мироощущению, скажем, нынешних чеченцев.

Примеров сходства поведения горцев и германцев действительно немало.

Скажем, в многочисленных воспоминаниях современников достаточно красочно описывается задиристость и драчливость немецких буршей, равно как и практика так называемых «мензур» – дуэлей на рапирах, саблях и пистолетах, в ходе которых случались не так уж редко и летальные исходы.

Вот, к примеру, что писал о немецких студентах Дерптского университета В. Вересаев: «Странно и противно было чувствовать себя в такой студенческой среде. Постоянно можно было нарваться на глупейшую историю, на совершенно тобою не вызванное оскорбление. Идешь, навстречу тебе студент-немец – и вдруг он тебя толкает плечом в плечо, как у нас, бывало, в гимназии, в третьем -четвертом классе. Конечно, удивленно посторонишься, скажешь “Виноват!”и пожмешь плечами. А требовалось в ответ обругать обидчика и вызвать его на дуэль. Ему только это и было нужно. Чем больше у бурша было дуэлей, тем было для него почетнее; шрамами и рубцами он гордился, как орденами…» Примечательно и то, что пишет Вересаев далее: «Нас, русских, немецкие студенты глубоко презирали за то, что мы “антидуэлянты”, и задирали всячески. По словам автора, не в пример русским немцы уважали поляков, потому что те предпочитали дуэли на пистолетах – то есть с большей вероятностью летального исхода.

И в современной России тоже, если судить по материалам СМИ и блогосферы, кавказские студенты задирают всех кого не попадя и отнюдь не только русских. Если верить отзывам на форуме сотрудников МВД, на студентов Кавказа сегодня жалуются уже и туркмены, и негры и ливанцы. Такова во всяком случае ситуация в Москве, в РУДН. «Негры уже жалуются не на скинхедов, а на наших чеченцев!» – эмоционально отмечает один из участников форума.

Общее можно обнаружить и между поведением молодых кавказцев и немцев «пруссаческой» Германии, особенно гитлеровского периода, с женщинами иной национальности. Если кавказцы способны агрессивно отреагировать на нежелание девушки с ними знакомиться (в Сети описан не один эпизод, когда оскорбленные надменностью дамы кавалеры с гор пускали в ход травматический пистолет или газовый баллончик), то во времена Второй Мировой войны были зафиксированы случаи, когда немецкие офицеры убивали своих любовниц – представительниц населения оккупированных территорий за отказ ехать с ними в Германию, когда немцы начали отступать (вполне в духе главного героя шиллеровских «Разбойников»!).

Напрашиваются и другие параллели. Давно замечено, что с кавказцами в возрасте найти общий язык как правило, гораздо легче, чем с горячими молодыми южанами и из них со временем могут получаться достаточно крупные и компетентные специалисты и государственные деятели. Так было и у немцев. Дуэлянт Карл Маркс стал всемирно известным мыслителем, «бешеный юнкер» и дуэлянт Отто фон Бисмарк выдающимся канцлером, встречались среди бывших немецких дуэлянтов и университетские профессора, врачи и т. д. Уже упомянутый Вересаев пишет: «Я знал ассистента-доктора при одной из тамошних клиник, бывшего корпоранта. Был вежливейший, воспитаннейший и корректнейший человек. И мне рассказали, что в студенческие годы свои это был исключительный забияка и бретер. Так было принято, это всеми почиталось, старики снисходительно говорили: “В молодости следует перебеситься!”

Нельзя не отметить у «старых» немцев и современных кавказцев и схожего восприятия других, более миролюбивых культур. Как, по мнению современных кавказцев, русское миролюбие – это просто проявление трусости (такую или примерно такую позицию можно отыскать, к примеру, в постах на сайте «Кавказчата»), так и, с точки зрения немцев, в том числе высокообразованных, миролюбие – есть проявление слабости. В терминологии такого апологета войны (по крайней мере, в молодые годы) как Эрнст Юнгер – миролюбие – это часть упадочной «бюргерской философии жизни, ведь бюргер никогда «не почувствует побуждения добровольно встретить свою судьбу в борьбе и опасности». И у того же Юнгера в его «Излучениях» есть ремарка о том, что у славян -«женственная душа», тогда как германцы – «мужественны».

Ну и, конечно, «старых» немцев и кавказцев роднит высокомерный национализм. Как немцы, по свидетельству В. Вересаева, культивировали «узкий национализм», так и представители кавказских народов при всяком удобном случае демонстрируют свою принадлежность к кавказской культуре и ее превосходство (например, где можно и где нельзя, игнорируя окружающих, танцуют свою лезгинку).

Пожалуй, наиболее отчетливо сходство между «немецкими сюжетами» и современным Кавказом просматривается на примере Чечни. Даже и не знаешь как это воспринимать: как фарс, сознательное подражание или просто необычное совпадение.

Но как бы ни было, диктатура А. Кадырова, портреты которого висят в Чечне на самых видных местах невольно в той или иной мере вызывает ассоциации с гитлеровской (при том, что, конечно, присутствует сознание того, что они существенно различаются). Организацию юных кадыровцев можно было бы сравнить и с пионерской, если бы не объединяющая ее идея «чеченской чести» (как в свое время «немецкой»). И не заточенность воспитания мальчиков на боевой спорт, как в свое время в «Гитлерюгенде», где каждый воспитанник мужского пола занимался боксом или джиу-джитсу. Дополняет картину и разделение отрядов по гендерному признаку – как и в Германии – «Гитлерюгенд» и «Юнгмэдль». Сходство с национал-социалистической Германией усматривается и в кадыровских «молодых крепостях» – закрытых школах со спартанским воспитанием для мальчиков. Если судить по документальному фильму Грозненского телеканала, эти заведения представляют собой почти точную копию гитлеровских национал-политических академий для будущей элиты – так называемых «орденских замков».

Но особенно примечательна утверждаемая в Чеченской республике своя идея «высшей расы». О том, что современная Чечня страдает «звездной болезнью» на АПН уже писали. Мы лишь воспользуемся наблюдениями Алины Инсановой, чтобы показать, насколько даже в мелочах происходящее в современной Чечне напоминает происходившее в Германии в 1930-е. Например, на одном из домов в Чечне по свидетельству А. Инсановой, есть огромный плакат с изображением Земного шара, на котором написано на русском, английском и чеченском «Нам нужен мир!». И тут сразу же вспоминаются слова из песни «Гитлерюгенда» «Сегодня наша Германия, а завтра будет весь мир!». Или вот другой приводимый А. Инсановой пример – Глобус-памятник в два человеческих роста с надписью по экватору «Грозный – центр мира». И как тут не вспомнить лозунг времен национал-социализма «Берлин – мировая столица»? Или, скажем, такой пример:футболка c перечнем разных государств – США, Франция, Германии и т. д., среди которых визуально выделяются два слова – «Чечня» решает».Разве не похоже по смыслу на два других слова «тыcячелетний рейх»? В этот ряд укладывается, наконец, и строительство самой большой мечети в Европе…

А. Инсанова справедливо отмечает, что корни неадекватного с точки зрения их соседей, в том числе, русских, поведения чеченцев следует искать именно в этом возведенном в культ высокомерии. Ведь если люди сравнивают себя с «солнечным светом», а других с «подвальной плесенью» (такие характеристики появились на сайте Кавказцентра после событий в Кондопоге), то бесполезно ожидать от них готовности признать свою вину или неправоту. И вновь напрашивается параллель. “Воспитателям приходилось затрачивать немало сил, чтобы лишний раз напомнить своим воспитанникам о чувстве почтительного отношения к старшим и скромности. Ведь «избранный» должен был быть храбрым, но не высокомерным. Однако, молодые люди, с двенадцати лет находившиеся в «орденских замках и крепостях», часто с трудом могли «спуститься с небес на землю». Йоахим Бауман вспоминает, как один из его одноклассников сказал то, о чем другие лишь думали: «Если нордическая раса лучше других, а немецкий народ лучше других народов нордической расы, значит мы являемся самыми лучшими из немцев и самыми лучшими в мире» (Г. Кнопп «Дети» Гитлера»). Вероятно, подобные же логические цепочки выстраивают и молодые чеченцы. Примерно так: «если мусульмане лучше всех остальных людей, а кавказцы лучше прочих мусульман, а чеченцы лучше других кавказцев, значит, мы самые лучшие в мире».

История учит, что «мужественные» культуры либо останавливают свое наступление, после сокрушительного разгрома, либо доводят свою экспансию до конца. Должно быть, если бы народы Северного Кавказа были бы объединены в одно государство и обладали бы мощным научным и военным потенциалом, то могли бы превратиться в реальную военно-политическую угрозу для окрестных государств (по аналогии с Германией или «дальневосточной Германией» – Японией). К счастью, они не стоят на столь высокой ступени развития, поэтому кавказская экспансия носит не военно-политический и преимущественно не организованный характер. Агрессия горцев – стихийна и проявляется на бытовом уровне – в форме регулярных убийств и бесчинств по отношению к коренным жителям других регионов России, демонстрации своего присутствия и навязывания своего образа жизни. Однако, совершенно, очевидно, что и в таком виде по мере изменения демографического баланса эта агрессия будет приобретать все более опасный размах – параллельно распространению исламизма, который будет как подпитывать русофобию, так и питаться ею. Например, на сайте Кавказчата уже в настоящее время можно встретить реплики следующего содержания: никуда мы, мусульмане, уезжать из Москвы не будем, «пусть ненавидят, – это своего рода напоминание, что мусульмане отличаются от кафиров».

Так что и чеченцы, получив крепкий тыл в своей республике – в государстве в государстве, – и прочие кавказцы на своей фактически неподконтрольной федеральному центру территории, очевидно, не изменят своего поведения в русских городах. Примечательны в этой связи и слова представителя РКНК Шамиля Османова. Призывая кавказскую молодежь к сдержанности после событий на Манежной пл., он прибег к такой аргументации: «Вы приехали сюда учиться и работать. А по законам шариата можете иметь четырех жен. Так что женитесь, заводите детей и работайте честно – тогда не только Москва, но и вся Россия будет наша». При этом в интервью «Русскому репортеру» господин Османов пояснил, что просто пытался разговаривать с кавказской молодежью на том языке, который она понимает. Если и так, то язык понятный кавказской молодежи весьма показателен.

И все же, на наш взгляд, возможность для русско-кавказского мира пока еще сохраняется. Здесь важно выбрать адекватную линию поведения в отношении друг друга – об этом мы уже писали в статье «Технологии милосердия». Но не менее важно, чтобы адекватную позицию заняло и государство. Однако это уже тема отдельной статьи. 

Игорь Богацкий

Прокоментить:

  1. Zalina says:

    Господин Игорь Богацкий, прежде чем писать про Кавказ, потрудитесь хотя бы для разнообразия открыть атлас или яндекс-карты и посмотреть, что же из себя представляет Кавказ. Читая вашу статью люди аналогичные вам представляют, что Чечня – это весь Кавказ. При этом абсолютно игнорируется тот факт, что помимо Чечни на Кавказе еще 9 республик, в каждой из которых как минимум по 2 национальности, вполне самостоятельных, со своим менталитетом, мировоззрением, жизненным укладом, правилами, законами, религией (не только мусульмане, христиане, но и язычники). И писать подобные вещи про весь Кавказ – просто проявление неуважения к народам, лояльным к России, защищающим ее границы от посягательств разных уродов, упырей и гоблинов. Хотите пример? Да пожалуйста – 2003 год, Беслан. Почитайте в интернете, как и что происходило, как нас подставили, ударили по самому больному и уязвимому – по нашим деткам – из-за нашей любви и уважения к России. То же самое в Дагестане и Кабарде. И не смейте утверждать, что Кавказ – это одна сплошная бандитская сходка, сами проявите уважение хотя бы к черным головным платкам наших матерей.
    Да и кстати, то, что все без исключения кавказские народы гордятся своим происхождением, своей национальностью, обычаями, деяниями предков и самостийностью – не ставьте нам в укор, лучше поучитесь у нас этому, а то вам твердят что вы бараны, а вы и рады блеять!!! Итоги второй мировой войны, где погибли лучшие из лучших, не только русских, но и осетины, грузины, кабардинцы, дагестанцы, аварцы, черкесы и т.д., переписываются, а вы молчите! В Осетии памятник матерям поставили, которые вырастили по 7, 8, 9 сыновей и всех на фронт отправили, ни один не вернулся, а вас пытаются убедить, что Кавказ – это одна республика Чечня, которая фашистов хлебом-солью встречала. Да-да, господин Игорь, и такое было, наши старики помнят, почему чеченов и ингушей депортировали – Сталин тылы защищал, нам давал свободу действий, чтоб наши деды воевали за Русь и могли не переживать, что за их спинами вайнахи и ингуши детей и матерей перережут, а нынче вы нам это в укор ставите?! Вашу историю оподлили, вашим детям вдалбливают что они не достойны на солнце смотреть, а вы спокойно на это смотрите. У нас до сих пор девушками выходят замуж в 26-28 лет, а ваши девицы ноги раздвигают уже в 14 лет. В знак уважения к женщине даже молодые ребята матерное слово не посмеют произнести в ее присутствии или даже закурить, вы можете этим похвастаться? Все, что создали ваши родители, деды, нажили действительно непосильным трудом – разграбили, унизили вас, втоптали в грязь и дали игрушку чтоб на ней отрываться – Кавказ, а вы давай вашей власти подыгрывать, ай-ай, весь кавказ такой нехороший, а то, что опять коммунальные тарифы подняли, пенсии урезали, отменяют бесплатное образование и медицину – это ладно, черт с ним, перебьемся. Одного русского болельщика (у которого стычка не первый раз была, может вообще пьяный был, но об этом не выгодно писать) убили на манежной, и раздули – ай-ай пятеро русских против троих дагестанцев и не смогли их побить, какие же нехорошие дагестанцы, не дали себя “замочить”, а то, что скинхеды и прочие уроды плодятся как грибы на навозной куче, мозги молодежи запудриваются – этого вы не видите, вам выгодно только позиция “кавказ (а не чечня) – плохо”. А в это время последние крохи вашего национального достояния, богатства разворовывают под шумок, а вы и рады на это глаза закрыть. Если уж делите себя и Кавказ на плохих и хороших, то потрудитесь оглянуться вокруг и проанализировать, а не копировать то, что другие уже написали.

  2. TOR says:

    VOT PRO IX NOGI V 14 LET TI YJ GRYBO, XOTJA I PRAVDA

Прокоментить:

Руклинок.инфо (c) | © 2009-2017 | Копирование материалов на другие сайты разрешено только с обратной ссылкой. | Россия и Северный Кавказ: кто агрессор, а кто жертва?