❖Живописное обозрение

Эту особенность, «когда богатые люди веселятся отдельно от простонародья», отмечал автор заметки в журнале «Живописное обозрение» в 1838 г., описывая картину веселья иод Новинским: если вы хотите видеть нынешнюю Русь. Однако и «здесь есть аристократический уголок, предназначенный для посетителей лучшего общества. Прибежище черного народа – шатры, трактиры, палатки, цыганский приют». Конечно, сословное деление общества существовало, и, несмотря на эмоциональность описания народного гулянья, автор не скрывает этого. Местом гуляний, базаров во время больших праздников в губернских и уездных городах становилась торговая площадь. Здесь устраивались катанья с гор, балаганы, аттракционы. В небольших городах еще в середине XIX в. пользовался успехом кукольный театр – «вертеп», во многом повторявший репертуар скоморохов («Цыган и лошадь», «Пьяницы»); к концу столетия все больший зрительский интерес в демократических городских слоях вызывал цирк. Постепенно из жизни горожан или уходили, или сильно видоизменялись традиционные народные праздники, связанные с религиозным культом, сельскохозяйственным календарем. В 30-е гг. XIX в. «много-обрядный» весенний праздник Семик, широко известный в России, превратился «в простое гулянье столичных и городских жителей». Сохранялся в городах обряд освящения воды – «иордань» – в день Богоявления или Крещения, означавший окончание святок. Но во второй половине XIX в. он перестает быть массовым явлением. В Казани в 1875 г. вовремя этого обряда «окунаются в горданн (проруби. Л. К.) человек пять, и те едут отогреваться водкой, как отмечалось в одной из анкет Русского географического общества – лет пять назад их было до 50, а еще раньше в горданн купались сотнями».

Прокоментить:

Руклинок.инфо (c) | © 2009-2017 | Копирование материалов на другие сайты разрешено только с обратной ссылкой. | Живописное обозрение