❖Образ ухарского ямщика

Но новшеством была жалобная книга, в которой каждый проезжающий мог оставить запись, а «почтовые чиновники во время обозрения станций должны удостовериться: все ли жалобы дошли до начальства и не утаена ли какая-нибудь из них». Только народная песня, да русская поэзия сохранила образ «ухарского ямщика». «Удалая езда наших предков» воспринималась как один из образов «Руси святой», постепенно уходящей на глазах современников. Интересные материалы о ямской гоньбе и почте в русской литературе, собранные Н. И. Соколовым, одним из историков почты в России (высказывания о почте в народном творчестве, исторических документах, художественной литературе), дают возможность «до известной степени усвоить взгляды русских людей и общества на ямскую гоньбу, почту, почтовых служащих». Тема дороги, удалой тройки и неразлучного с ней «рассыпного» колокольчика часто встречается в русской поэзии, повестях и рассказах. Поэтические строки дают зримый образ и пыльного почтового тракта, и городской заставы – въезда в уездный городок. Почтовые тракты, ямская гоньба, несмотря на наступление «железного коня», долго сохранялись. На дорогах России 20-е гг. XX в. «можно было встретить возниц рослых, статных, подпоясанных красными кушаками, в шапках-ушанках». Эти строки из воспоминаний Е. В. Гутновой, историка, профессора Московского университета. «Бег пары упитанных лошадей под звон колокольчиков под дугой напоминал о старой Московской Руси». Сохранялись и почтовые станции – «дом, почерневший от старости, где размещался трактир». Почтовый обмен в пореформенное время развивался достаточно быстро, и регулярным почтовым сообщением были связаны прежде всего города России. Увеличилось и число регионов, куда доставлялась почта: в середине 90-х г почтовая и телеграфная связь существовала в 8 тыс. городах и различных пунктах.

Прокоментить:

Руклинок.инфо (c) | © 2009-2017 | Копирование материалов на другие сайты разрешено только с обратной ссылкой. | Образ ухарского ямщика